Размер шрифта: A A A     Изображения ВЫК ВКЛ    Цвет сайта Ц Ц Ц    Выход

Центр Развития

big dnevnik.ru

left

vk-grup fskn

artek 

Rab v Ross

Orlenok

dover

Полезные ссылки

 

Программа экологического воспитания в Детском саду

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                                                                           Ф. И. Тютчев

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.

 В связи с этим очень актуальны слова Василия Сухомлинского «Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более 3 лет. В основе лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), так же используем программу Ольги Соломенниковой «Экологическое воспитание  в детском саду».

В начале работы я столкнулась с несколькими проблемами:

 -уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры.

Дети  впитывают все – все что видят и слышат вокруг. И даже больше. Они еще не утратили способность улавливать мысли, чувства   и эмоции окружающие их.

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

 *развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

 *воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

 *формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

 При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, фенологических наблюдений, опытов.

Мы определили для себя пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

 - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);

 - повышение экологической грамотности педагогов;

 - обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

 экологическое просвещение родителей.

 Для успешной работы с детьми необходимы определенные условия и соответствующая эколого-развивающая среда. Она состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию.

Внутренняя природная зона: уголок природы в каждой группе, «Огород на окне», уголок экспериментирования, календарь «Времена года».

Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа.

На занятиях дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическим материалом, проводить опыты.

 Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по признакам и сенсорным навыкам.

 Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. У нас представлены коллекции камней. У нас нет коллекций жуков, бабочек, так как мы считаем, для детей лучше изучать животный мир по картинкам и книгам и в живой природе.

Таким образом, нами решается природоохранный аспект. Коллекции включают те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка, глины, земли). По моему заданию воспитанники с родителями фотографировали свои любимые уголки природы, домашних животных, птиц.Помимо коллекций природных материалов мы создали коллекцию открыток о природе.

 Зона библиотеки представлена экологической литературой, она соседствует с зоной, где представлены  дидактические игры с экологическим содержанием и работы из природного материала.

 В группе имеется уголок для экспериментирования. Всё это предназначено для специфической игровой деятельности ребёнка, где дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

С большим интересом дети ухаживают за комнатными растениями. Они теперь понимают, что о живых существах нужно заботиться. В педагогическом отношении это имеет большее значение.

 Дети могут сравнивать живые растения с искусственными, рассказать, чем они отличаются.

 Самое светлое место в экологической комнате мы  выделили для «Огорода на окне». Он работает в течение всего года. Здесь выращивают зелёный лук, петрушку, укроп, наблюдают за ростом картофеля, моркови, свёклы. Дети прослеживают рост растений от семени до семени, наблюдают за набуханием почек и появлением листьев на срезанных ветках в вазе с водой. В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об экологии растений, у них закладывается понимание связи роста и развития семян с условиями окружающей среды.

 Детям очень нравится проводить опыты с воздухом, изменением звука, проращиванием семян, наблюдением за ростом растений, свойствами предметов, водой, снегом.

Нашему детскому саду 30лет и на его территории растёт около 10 видов деревьев, 15 видов трав, 6 видов кустарников, есть представители царства грибов, на деревьях гнездятся птицы, в траве – насекомые.

Общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем самая яркая книга с картинками. Мы учим детей видеть не только красивое в природе, но и какие последствия грубого отношения людей к ней.

 

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам.

    Это великое счастье, если мы сможем научить ребёнка смотреть под ноги не только для того, чтобы не споткнуться, а затем, чтобы не растоптать того, кто меньше нас. Очень хочется, чтобы дети, вырастая, не утратили такую удивительную способность сопереживать всему живому, замечать всё, любить, помогать. Я хочу быть уверена, что мои воспитанники, приобретя эти качества в детстве, и пронеся дальше в юность, вырастут настоящими людьми, и наше будущее окажется в надёжных руках.

И в этом будет пусть маленькая, но и моя заслуга.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя;

Берегите всех зверей внутри Природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е. Евтушенко)