Размер шрифта: A A A     Изображения ВЫК ВКЛ    Цвет сайта Ц Ц Ц    Выход

Центр Развития

big dnevnik.ru

left

vk-grup fskn

artek 

Rab v Ross

Orlenok

dover

Полезные ссылки

 

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда "Экстренный вызов"

 

            При разработке и реализации программы волонтерского отряда «Экстренный вызов» МКОУ БГО Петровской СОШ  учитываются следующие нормативно-правовые документы:

 

  • Организация условий, способствующих оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Закон РФ «Об образовании»;
  • Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 г. № 619;
  • Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об ограничении  розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
  • Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ;
  • Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

 

Актуальность программы

                 Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

                  Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. 

                В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

                Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм

вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.

                  Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

                    Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.

                  Волонтёрство – это активная развивающая среда, объединяющая в союз единомышленников детей, педагогов и родителей.   

                   Волонтёрство – это не только метод, посредством которого каждый представитель общества может участвовать в улучшении качества жизни,  не только эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека и общества.  Для

молодых людей – это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Помогая другим, они обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам и формируют новые социальные связи. В этом качестве волонтёрство, бесспорно,  является ресурсом развития личности.                

               Данная программа  является продолжением работы по вовлечению учащихся в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, эколого-патриотическую пропаганду, пропаганду здорового образа жизни, социальную помощь детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям.

            

               Волонтерский отряд  МКОУ БГО Петровской СОШ «Экстренный вызов» - это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно выполнять работу по благоустройству памятных  мест и территории школы, оказывать поддержку различным социальным категориям населения (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам, пенсионерам).
             Волонтерский отряд призван воспитывать учащихся в духе гуманного отношения к людям, защите их жизни и здоровья, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.

  Цели  и задачи программ

 

 Цели:

  • Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
  • Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  • Создание условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.

Задачи:

  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства, как средства распространения волонтерского движения.
  • Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
  • Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
  • Организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы риска».

 

 Основные направления деятельности

 

  • Социальная помощь, детям-сиротам, пожилым, инвалидам, ветеранам.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Эколого-патриотическая пропаганда.
  • Творческо-досуговая деятельность.

 

       

 Педагогические принципы реализации программы

             При  реализации программы будут применяться следующие принципы:

  • добровольности: вступление учащегося в волонтерский отряд осуществляется только по его желанию:
  • природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности
  • многообразия видов, форм и содержания деятельности.
  • свободы и творчества  предполагает право выбора.
  •  социальной активности через включение учащихся в   социально-значимую деятельность. 
  • гуманистической направленности отношений. Субъект - субъектные отношения.
  • культуросообразности воспитания. Воспитание ценно тогда, когда оно опирается на традиции и общечеловеческие ценности.
  • концентрации воспитания на  развитии социальной и общекультурной компетентности личности. Ребенок должен брать ответственность на себя, принимая участие в анализе, планировании, подготовке и организации школьной жизни, сохраняя школьные традиции, проявляя инициативу. Рефлексия стимулирует социальную активность.

 

Формы и методы реализации программы

В работе используются различные методы:

  • Проектный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Проблемный
  • Исследовательский
  • Практический
  • Методы стимулирования и поощрения
  • Логический.

Формы работы:

Информационный модуль

  1. Беседы.
  2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.
  3. Создание информационно-обучающих презентаций, плакатов, видео.
  4. Размещение информации на школьном сайте.
  5. Акции волонтеров.
  6. Игры.
  7. Викторины.

Тренинговый модуль

  1. Мини-тренинги для учащихся.
  2. Интерактивные игры.

Альтернативный модуль

  1. Игры, конкурсы.
  2. Акции.
  3. Спортивные мероприятия

 Педагогические технологии, применяемые в процессе  

  реализации программы

            Определяя главные цели программы, как  развитие личности и социализация подростка, каждое занятие должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются следующие технологии:

  • Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;
  • Технология обучения в сотрудничестве;
  • Технология индивидуализации обучения;
  • Групповые технологии;
  • Технологии коллективного взаимодействия;
  • Технология исследовательского (проблемного) обучения
  • Технология творческой деятельность

 

Участники программы

  • Организационную основу волонтерского движения составляют учащиеся 5-9 классов.
  • В создании и развитии волонтерского движения в школе принимает участие:
  • Руководитель – учитель биологии Усова Марина Юрьевна
    2. Администрация школы.

С помощью администрации решаются многие организационные вопросы. Администрация может помочь в поиске средств, предоставить помещения для работы, поощрить детей за работу.

  1. 4.  Классные руководители

привлекают  родителей учащихся к участию в волонтерских акциях, проводят тематические классные часы по ЗОЖ, согласно плану программы, участвуют в волонтерских акциях совместно с учащимися.

 

Предполагаемый результат

                     Проектируемым результатом программы  является развитие социальной активности учащихся. Основные показатели этого результата:

  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий;
  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
  • формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной личности;
  • овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
  • повышения количества и качества участия школы  в акциях волонтеров, организуемых     районом, городом.
    • формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.
      •      выработка эффективных способов сотрудничества педагогов

родителей – воспитанников.

  • развитие непрерывной системы экологических знаний, поддержка исследовательской инновационной деятельности.
  • создание условий проявления и мотиваций творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
  • формирование “доступной среды”

 Структура волонтерского отряда

    Руководитель + актив

Способы поощрения волонтеров:

  •  вручение «личной книжки волонтера»;
  •  благодарственное письмо или грамота администрации школы учащимся-волонтёрам и их родителям;
  • поручение ответственных работ;
  • публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.

 

Содержание программы

Раздел : Психология общения.

Теория: Что такое общение. Искусство общения. Дефицит общения. Проблемы в общении. Как научиться общаться. Понятие самовоспитания. Деловое общение. Роль самовоспитания в формировании личности. Самообязательство. Воля. Самоконтроль и самоотчет.

Практика: Беседы «Как стать интересным собеседником», «Взаимопонимание, на чем оно основано». Диагностика коммуникативных навыков. Тренинг коммуникативных умений и свободного говорения. Деловая игра.

Раздел : «Трудные» дети.

Теория: Понятие «трудные» дети. Медицинские, психологические, социальные причины возникновения проблем. Проявления отклонений. Способы решения проблем.

Раздел : Мы в социуме.

Теория: Я – часть социума. Психологические, физиологические особенности людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями.

       Практика: Исследование микрорайона с целью выявления людей

     нуждающихся в помощи. проведение благотворительных акций; оказание  

     шефской помощь ветеранам, инвалидам, узникам великой отечественной  

     войны.

     Оказание социально-бытовой помощи. Организация досуга.

 Раздел: Здоровье

 

  • Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.
    • Встреча с волонтерами – выпускниками школы. Спортивные соревнования.
    • Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.
    • Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).
    • Развитие навыков безопасного поведения.
    • Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.
  • Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся гимназии.
  • Теория: Изучение и классификация ПАВ. Воздействие вредных привычек на организм человека. Причины возникновения вредных привычек.

Раздел : Патриот

     Теория: Из истории маленькой Родины. Музей. Краеведение. Методика 

     сбора и фиксации материалов. Научная разработка и построение

     выставки по теме проведенного поиска.

     Интервью, беседы, фото, биографические исследования, презентации          

     собранных материалов. Экскурсии к мемориалам и памятникам, уход за  

     ними.

Раздел : Экология.

Теория: Понятие экологии. Глобальные экологические проблемы человечества. Способы сохранения окружающей среды.

Практика: Исследование экологического микроклимата в школе, на территории микрорайона. Акция «Мой уютный школьный двор», “Покорми птиц зимой ”, “Скворечник”. Акция «Мой уютный школьный класс»

 

Раздел : Азбука права.

     Теория: Конвенция о правах ребенка. Уголовная  и административная 

     ответственность несовершеннолетних. Статистика правонарушений среди

     несовершеннолетних.

     Практика: Беседа «Если прав, доказывай»,

 Диспут «Искусство жить достойно.»

  «Я – гражданин!»

   

6. ЛИТЕРАТУРА И ЦИФРОВЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
  2. Классные часы на тему: Профилактика вредных привычек  9-11 классы. М.:Глобус

 

 

План работы волонтёрского отряда

«Экстренный вызов»

2015-2016 г.г.

 

№ п/п

Дата

факт

Дата

план

Мероприятия Примечание
1     Разработка и утверждение  плана работы на 2015-2016 учебный год  
2     Разработка и утверждение  плана работы на 2015-2016 учебный год  
3     Поисковая деятельность «Выявление инвалидов, пожилых людей и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи»  
4     Поисковая деятельность «Выявление инвалидов, пожилых людей и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи»  
5     Знакомство с Конвенцией о правах ребенка  
6     Экскурсия в школьный краеведческий музей  
7     Общественно-полезная деятельность  
8     Общественно-полезная деятельность  
9     Теоретическое занятие «Ребенок в мире информации. Как уберечь себя»  
10     Тренинг «Ребенок в мире информации. Как уберечь себя»  
11     Теоретическое занятие  «Что такое общение? Дефицит общения»  
12     Теоретическое занятие «Понятие «Трудные дети»  
13     Акция «Мой уютный школьный двор»  
14     Акция «Мой уютный школьный двор»  
15     Исследование экологического микроклимата школы и пришкольной территории  
16     Акция «Скажи вредным привычкам «Нет!»  
17     Поисковая деятельность «Моя малая Родина»  
18     Презентация «Моя малая Родина»  
19     Теоретическое занятие «Глобальные экологические проблемы человечества»  
20     Презентация «Способы сохранения окружающей среды»  
21     Презентация «Что такое экстремизм»  
22     Теоретическое занятие «Закон и подросток»  
23     Акция «Покорми птиц зимой»  
24     Акция «Покорми птиц зимой»  
25     Общественно-полезная деятельность  
26     Общественно-полезная деятельность  
27     Тренинг «Как научится общаться»  
28     Теоретическое занятие «Психологические и физиологические особенности зрелого  возраста»  
29     Акция «Мой уютный школьный класс»  
30     Выставка рисунков «Портрет курильщика»  
31     Презентация «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации»  
32     Игровая программа «Курильщик сам себе могильщик»  
33     Общественно-полезная деятельность  
34     Общественно-полезная деятельность  
35     Теоретическое занятие «Я – гражданин»  
36     Презентация «Символы России»  
37     Встреча с волонтерами – выпускниками школы.  
38     Встреча с волонтерами – выпускниками школы.  
39     Поисковая деятельность «Ветераны труда нашего села»  
40     Поисковая деятельность  «Ветераны труда нашего села»  
41     Теоретическое занятие «Роль самовоспитания»  
42     Практическое занятие «Как жить на свете без проблем»  
43     Общественно-полезная деятельность  
44     Общественно-полезная деятельность  
45     Диспут «Искусство жить достойно»  
46     Тренинг «Скажи наркотикам «Нет»  
47    

Встреча с ветеранами труда

 
48     Диспут «Искусство жить достойно»  
49     Поисковая деятельность «Экологические проблемы нашего села»  
50     Презентация «Экологические проблемы нашего села»  
51     Акция «Скворечник»  
52     Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир»  
53     Общественно-полезная деятельность  
54     Общественно-полезная деятельность  
55    

Презентация «Безопасность дорожного движения»

 
56     Деловая игра «Дороги, которые мы выбираем»  
57     Круглый стол «Легко ли быть пожилым?»  
58     Презентация «Этих дней не смолкнет слава»  
59     Поисковая деятельность «Наш земляк»  
60     Поисковая деятельность «Наш земляк»  
61     Общественно-полезная деятельность  
62     Общественно-полезная деятельность  
63     Акция «Поздравь ветерана»  
64     Акция «Георгиевская лента»  
65     Деловая игра «Интересный собеседник»  
66     Деловая игра «Интересный собеседник»  
67     БУНТ – большая уборка нашей территории  
68     БУНТ – большая уборка нашей территории  
69     Отчет о проделанной работе  
70     Спортивные соревнования «Здоровый дух в здоровом теле