Программа работы волонтерского отряда
Программа работы волонтерского отряда "Экстренный вызов"
При разработке и реализации программы волонтерского отряда «Экстренный вызов» МКОУ БГО Петровской СОШ учитываются следующие нормативно-правовые документы:
- Организация условий, способствующих оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Закон РФ «Об образовании»;
- Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
- Приказ Министерства образования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 г. № 619;
- Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
- Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
- Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ;
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
Актуальность программы
Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм
вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.
Волонтёрство – это активная развивающая среда, объединяющая в союз единомышленников детей, педагогов и родителей.
Волонтёрство – это не только метод, посредством которого каждый представитель общества может участвовать в улучшении качества жизни, не только эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека и общества. Для
молодых людей – это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Помогая другим, они обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам и формируют новые социальные связи. В этом качестве волонтёрство, бесспорно, является ресурсом развития личности.
Данная программа является продолжением работы по вовлечению учащихся в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, эколого-патриотическую пропаганду, пропаганду здорового образа жизни, социальную помощь детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям.
Волонтерский отряд МКОУ БГО Петровской СОШ «Экстренный вызов» - это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно выполнять работу по благоустройству памятных мест и территории школы, оказывать поддержку различным социальным категориям населения (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам, пенсионерам).
Волонтерский отряд призван воспитывать учащихся в духе гуманного отношения к людям, защите их жизни и здоровья, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.
Цели и задачи программ
Цели:
- Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
- Создание условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.
Задачи:
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства, как средства распространения волонтерского движения.
- Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
- Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
- Организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы риска».
Основные направления деятельности
- Социальная помощь, детям-сиротам, пожилым, инвалидам, ветеранам.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Эколого-патриотическая пропаганда.
- Творческо-досуговая деятельность.
Педагогические принципы реализации программы
При реализации программы будут применяться следующие принципы:
- добровольности: вступление учащегося в волонтерский отряд осуществляется только по его желанию:
- природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности
- многообразия видов, форм и содержания деятельности.
- свободы и творчества предполагает право выбора.
- социальной активности через включение учащихся в социально-значимую деятельность.
- гуманистической направленности отношений. Субъект - субъектные отношения.
- культуросообразности воспитания. Воспитание ценно тогда, когда оно опирается на традиции и общечеловеческие ценности.
- концентрации воспитания на развитии социальной и общекультурной компетентности личности. Ребенок должен брать ответственность на себя, принимая участие в анализе, планировании, подготовке и организации школьной жизни, сохраняя школьные традиции, проявляя инициативу. Рефлексия стимулирует социальную активность.
Формы и методы реализации программы
В работе используются различные методы:
- Проектный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Проблемный
- Исследовательский
- Практический
- Методы стимулирования и поощрения
- Логический.
Формы работы:
Информационный модуль
- Беседы.
- Групповые занятия волонтеров для учащихся.
- Создание информационно-обучающих презентаций, плакатов, видео.
- Размещение информации на школьном сайте.
- Акции волонтеров.
- Игры.
- Викторины.
Тренинговый модуль
- Мини-тренинги для учащихся.
- Интерактивные игры.
Альтернативный модуль
- Игры, конкурсы.
- Акции.
- Спортивные мероприятия
Педагогические технологии, применяемые в процессе
реализации программы
Определяя главные цели программы, как развитие личности и социализация подростка, каждое занятие должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются следующие технологии:
- Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;
- Технология обучения в сотрудничестве;
- Технология индивидуализации обучения;
- Групповые технологии;
- Технологии коллективного взаимодействия;
- Технология исследовательского (проблемного) обучения
- Технология творческой деятельность
Участники программы
- Организационную основу волонтерского движения составляют учащиеся 5-9 классов.
- В создании и развитии волонтерского движения в школе принимает участие:
- Руководитель – учитель биологии Усова Марина Юрьевна
2. Администрация школы.
С помощью администрации решаются многие организационные вопросы. Администрация может помочь в поиске средств, предоставить помещения для работы, поощрить детей за работу.
- 4. Классные руководители
привлекают родителей учащихся к участию в волонтерских акциях, проводят тематические классные часы по ЗОЖ, согласно плану программы, участвуют в волонтерских акциях совместно с учащимися.
Предполагаемый результат
Проектируемым результатом программы является развитие социальной активности учащихся. Основные показатели этого результата:
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной личности;
- овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров, организуемых районом, городом.
- формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.
- выработка эффективных способов сотрудничества педагогов
- формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.
родителей – воспитанников.
- развитие непрерывной системы экологических знаний, поддержка исследовательской инновационной деятельности.
- создание условий проявления и мотиваций творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
- формирование “доступной среды”
Структура волонтерского отряда
Руководитель + актив
Способы поощрения волонтеров:
- вручение «личной книжки волонтера»;
- благодарственное письмо или грамота администрации школы учащимся-волонтёрам и их родителям;
- поручение ответственных работ;
- публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.
Содержание программы
Раздел : Психология общения.
Теория: Что такое общение. Искусство общения. Дефицит общения. Проблемы в общении. Как научиться общаться. Понятие самовоспитания. Деловое общение. Роль самовоспитания в формировании личности. Самообязательство. Воля. Самоконтроль и самоотчет.
Практика: Беседы «Как стать интересным собеседником», «Взаимопонимание, на чем оно основано». Диагностика коммуникативных навыков. Тренинг коммуникативных умений и свободного говорения. Деловая игра.
Раздел : «Трудные» дети.
Теория: Понятие «трудные» дети. Медицинские, психологические, социальные причины возникновения проблем. Проявления отклонений. Способы решения проблем.
Раздел : Мы в социуме.
Теория: Я – часть социума. Психологические, физиологические особенности людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями.
Практика: Исследование микрорайона с целью выявления людей
нуждающихся в помощи. проведение благотворительных акций; оказание
шефской помощь ветеранам, инвалидам, узникам великой отечественной
войны.
Оказание социально-бытовой помощи. Организация досуга.
Раздел: Здоровье
- Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.
- Встреча с волонтерами – выпускниками школы. Спортивные соревнования.
- Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.
- Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).
- Развитие навыков безопасного поведения.
- Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.
- Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся гимназии.
- Теория: Изучение и классификация ПАВ. Воздействие вредных привычек на организм человека. Причины возникновения вредных привычек.
Раздел : Патриот
Теория: Из истории маленькой Родины. Музей. Краеведение. Методика
сбора и фиксации материалов. Научная разработка и построение
выставки по теме проведенного поиска.
Интервью, беседы, фото, биографические исследования, презентации
собранных материалов. Экскурсии к мемориалам и памятникам, уход за
ними.
Раздел : Экология.
Теория: Понятие экологии. Глобальные экологические проблемы человечества. Способы сохранения окружающей среды.
Практика: Исследование экологического микроклимата в школе, на территории микрорайона. Акция «Мой уютный школьный двор», “Покорми птиц зимой ”, “Скворечник”. Акция «Мой уютный школьный класс»
Раздел : Азбука права.
Теория: Конвенция о правах ребенка. Уголовная и административная
ответственность несовершеннолетних. Статистика правонарушений среди
несовершеннолетних.
Практика: Беседа «Если прав, доказывай»,
Диспут «Искусство жить достойно.»
«Я – гражданин!»
6. ЛИТЕРАТУРА И ЦИФРОВЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
- Классные часы на тему: Профилактика вредных привычек 9-11 классы. М.:Глобус
План работы волонтёрского отряда
«Экстренный вызов»
2020-2021 г.г.
№ п/п |
Дата факт |
Дата план |
Мероприятия | Примечание |
1 | Разработка и утверждение плана работы на 2020-2021 учебный год | |||
2 | Разработка и утверждение плана работы на 2020-2021 учебный год | |||
3 | Поисковая деятельность «Выявление инвалидов, пожилых людей и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи» | |||
4 | Поисковая деятельность «Выявление инвалидов, пожилых людей и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи» | |||
5 | Знакомство с Конвенцией о правах ребенка | |||
6 | Экскурсия в школьный краеведческий музей | |||
7 | Общественно-полезная деятельность | |||
8 | Общественно-полезная деятельность | |||
9 | Теоретическое занятие «Ребенок в мире информации. Как уберечь себя» | |||
10 | Тренинг «Ребенок в мире информации. Как уберечь себя» | |||
11 | Теоретическое занятие «Что такое общение? Дефицит общения» | |||
12 | Теоретическое занятие «Понятие «Трудные дети» | |||
13 | Акция «Мой уютный школьный двор» | |||
14 | Акция «Мой уютный школьный двор» | |||
15 | Исследование экологического микроклимата школы и пришкольной территории | |||
16 | Акция «Скажи вредным привычкам «Нет!» | |||
17 | Поисковая деятельность «Моя малая Родина» | |||
18 | Презентация «Моя малая Родина» | |||
19 | Теоретическое занятие «Глобальные экологические проблемы человечества» | |||
20 | Презентация «Способы сохранения окружающей среды» | |||
21 | Презентация «Что такое экстремизм» | |||
22 | Теоретическое занятие «Закон и подросток» | |||
23 | Акция «Покорми птиц зимой» | |||
24 | Акция «Покорми птиц зимой» | |||
25 | Общественно-полезная деятельность | |||
26 | Общественно-полезная деятельность | |||
27 | Тренинг «Как научится общаться» | |||
28 | Теоретическое занятие «Психологические и физиологические особенности зрелого возраста» | |||
29 | Акция «Мой уютный школьный класс» | |||
30 | Выставка рисунков «Портрет курильщика» | |||
31 | Презентация «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации» | |||
32 | Игровая программа «Курильщик сам себе могильщик» | |||
33 | Общественно-полезная деятельность | |||
34 | Общественно-полезная деятельность | |||
35 | Теоретическое занятие «Я – гражданин» | |||
36 | Презентация «Символы России» | |||
37 | Встреча с волонтерами – выпускниками школы. | |||
38 | Встреча с волонтерами – выпускниками школы. | |||
39 | Поисковая деятельность «Ветераны труда нашего села» | |||
40 | Поисковая деятельность «Ветераны труда нашего села» | |||
41 | Теоретическое занятие «Роль самовоспитания» | |||
42 | Практическое занятие «Как жить на свете без проблем» | |||
43 | Общественно-полезная деятельность | |||
44 | Общественно-полезная деятельность | |||
45 | Диспут «Искусство жить достойно» | |||
46 | Тренинг «Скажи наркотикам «Нет» | |||
47 |
Встреча с ветеранами труда |
|||
48 | Диспут «Искусство жить достойно» | |||
49 | Поисковая деятельность «Экологические проблемы нашего села» | |||
50 | Презентация «Экологические проблемы нашего села» | |||
51 | Акция «Скворечник» | |||
52 | Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир» | |||
53 | Общественно-полезная деятельность | |||
54 | Общественно-полезная деятельность | |||
55 |
Презентация «Безопасность дорожного движения» |
|||
56 | Деловая игра «Дороги, которые мы выбираем» | |||
57 | Круглый стол «Легко ли быть пожилым?» | |||
58 | Презентация «Этих дней не смолкнет слава» | |||
59 | Поисковая деятельность «Наш земляк» | |||
60 | Поисковая деятельность «Наш земляк» | |||
61 | Общественно-полезная деятельность | |||
62 | Общественно-полезная деятельность | |||
63 | Акция «Поздравь ветерана» | |||
64 | Акция «Георгиевская лента» | |||
65 | Деловая игра «Интересный собеседник» | |||
66 | Деловая игра «Интересный собеседник» | |||
67 | БУНТ – большая уборка нашей территории | |||
68 | БУНТ – большая уборка нашей территории | |||
69 | Отчет о проделанной работе | |||
70 | Спортивные соревнования «Здоровый дух в здоровом теле |