Размер шрифта: A A A     Изображения ВЫК ВКЛ    Цвет сайта Ц Ц Ц    Выход

Центр Развития

big dnevnik.ru

left

vk-grup fskn

artek 

Rab v Ross

Orlenok

dover

Полезные ссылки

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Психологическая помощь

unnamed 73

Материалы

План внеурочной деятельности

 

СКАЧАТЬ

План внеурочной деятельности обучающихся

муниципального казенного общеобразовательного учреждения Борисоглебского городского округа Петровской средней общеобразовательной школы

на 2021 – 2022 учебный год

 

I. Пояснительная записка

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в МКОУ БГО Петровской СОШ используется план внеурочной деятельности - нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

В своей деятельности МКОУ БГО Петровская СОШ ориентируется, прежде всего, на стратегические цели развития образования в Российской Федерации, на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования.

Организация внеурочной деятельности в МКОУ БГО Петровской СОШ опирается на следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-IX классов).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (для V-VII классов образовательных организаций, а также для VIII-IX классов общеобразовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2017/2018 учебном году) (с изменениями).
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

II.      Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности

План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Модель организации внеурочной деятельности МКОУ БГО Петровской СОШ - оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (классные руководители 1-9-х классов, учителя-предметники). Координирующую роль выполняет классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Механизм конструирования оптимизационной модели:

  1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения (возможности использования внебюджетных средств) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.
  2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:

-          получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных);

-          знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся);

-          получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.

Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:

  1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.
  2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъективности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостоятельности, самореализации, самоутверждения.
  3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,
  4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии.
  5. Принцип поддержки учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе.
  6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. расширение общекультурного кругозора;
  2. формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  3. включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
  4. формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  5. участие в общественно значимых делах;
  6. помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
  7. 7) создание пространства для межличностного общения.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся МКОУ БГО Петровской СОШ используются возможности ОУ. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

МКОУ БГО Петровская СОШ организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

  1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  2. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  3. Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление в МКОУ БГО Петровской СОШ реализуется программами внеурочной деятельности: «Туристы - проводники» «Футбол»; «Разговор о правильном питании».

По итогам работы проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, Дни здоровья во внеучебное и каникулярное время.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основными задачами являются:

  1. Формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;
  2. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
  3. Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;
  4. Сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
  5. Последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; 6. Формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
    1. Формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
    2. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    3. Формирование основы культуры межэтнического общения;
    4. Формирование отношения к семье как к основе российского общества.

 Данное направление в МКОУ БГО Петровской СОШ реализуется программами внеурочной деятельности: «Мир оригами»; «Музыкальная шкатулка»; «Уроки милосердия».

По итогам внеурочной деятельности проводятся конкурсы, выставки, ролевые игры, участие в социальных проектах.

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основными задачами являются:

  1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  2. Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; 4. Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования.

Направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Росток»; «В мире неизведанных слов»; «Занимательная математика»; «Занимательный Русский»; «Умные слова»; «Веселая грамматика английского языка».

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран – цель общекультурного направления.

Основными задачами являются:

  1. Формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
  2. Становление активной жизненной позиции;
  3. Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Юный краевед»; «Национальные праздники Британии».

Результатами работы становятся концерты, конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основными задачами являются:

  1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  2. Формирование навыков проектирования;
  3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; 4. Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования.

Данное направление в МКОУ БГО Петровской СОШ реализуется программой внеурочной деятельности: «Волонтерский отряд».

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.

План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности, реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

МКОУ БГО Петровская СОШ является целостной открытой социально-педагогической системой, создающей комплексно-образовательное пространство для развития каждого обучающего средствами внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности I-IV классов на 2021-2022 учебный год

Направление Название программы I класс II класс III класс IV класс  
Духовно-нравственное Мир оригами 1 - - -  
Уроки милосердия 0,5 0,5 0,5 0,5  
Спортивно-оздоровительное Разговор о правильном питании 0,5 0,5 0,5 0,5  
Общеинтеллектуальное В мире неизведанных слов 1 - - -  
Природа родного края - - - 1  
Умные слова - 1 - -  
Занимательный русский - - 1 1  
Математическая шкатулка - - - 1  
NETландия - - 1 1  
Общекультурное

-

-

-

-

-

 
Социальное -

-

-

-

-

 
    3 2 3 5  

План внеурочной деятельности V - IX классов на 2021-2022 учебный год

Направления внеурочной деятельности Название программы V класс VI класс VII класс VIII класс

IX

класс

Духовно-нравственное

-

-

-

-

-

-

Общекультурное Национальные праздники Британии

0,5

-

-

-

-

Юный краевед - - - 1 -
Общеинтеллектуальное Росток - - 0,5 - -
Веселая грамматика английского языка - - - 1 -
Друзья немецкого языка 1 - - - -
Твой немецкий - 1 - - -
Немецкий с удовольствием - - -1 - -
Технология работы с КИМ по географии в рамках подготовки к ОГЭ - - - - 1
  Технология работы с КИМ по информатике и ИКТ в рамках подготовки к ОГЭ - - - - 1
Социальное Волонтерский отряд 1 1 1 1 1
Радуга 1 1 1 1 1
Спортивно-оздоровительное Туристы-проводники 1 1 1 1 1
футболл 1 1 1 - -
Разговор о правильном питании 0,5 0,5 - - -
    6 5.5 5.5 5 5

Таким образом, план внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению обучающихся в выборе дальнейшего профиля обучения с учетом возможностей ОУ.

III. Режим организации внеурочной деятельности

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).

Расписание занятий включает в себя следующие нормативы:

  • недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
  • недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности;
  • количество групп по направлениям.

Количество часов на каждый класс не должно превышать 10 часов. Распределение часов внеурочной деятельности по данным направлениям может меняться в зависимости от возможностей МКОУ БГО Петровской СОШ, кадрового обеспечения, запроса родителей учащихся (законных представителей) и т.д. Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в МКОУ БГО Петровской СОШ не должна превышать предельно допустимую:

Продолжительность одного занятия составляет не менее 35 минут (в соответствии с нормами СанПин.). Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности, но не менее  8-12 человек. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой.

IV. Для реализации плана внеурочной деятельности в МКОУ БГО Петровской СОШ созданы необходимые кадровые, методические, материально-технические, финансовые условия.

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;
  • библиотекарь;
  • социальный педагог;
  1. V.  Программно-методическое обеспечение плана внеурочной деятельности

МКОУ БГО Петровской СОШ на 2021-2022 учебный год

Программы внеурочной деятельности направлены:

  • на расширение содержания программ общего образования;
  • на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
  • на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся, его дифференциации и индивидуализации.

Программы по внеурочной деятельности соответствуют нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности опирается на достижение результата определенного уровня. При разработке программы выстраивается логика перехода от результатов одного уровня к результатам другого.    Программы внеурочной деятельности приняты на Педагогическом советом и осуществляется их внутреннее рецензирование. Программа утверждается директором школы, проходит внешнее рецензирование, если она авторская.

В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы. Внутреннее рецензирование проводят учителя образовательного учреждения высшей квалификационной категории, администрация школы.

VI. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования

Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по её модернизации и развитию уровня управления этой программой.  Управление реализацией  программой  осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление внеурочной деятельностью идёт по следующим направлениям:

-      организация работы с кадрами;

-      организация работы с ученическим коллективом;

-      организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

-      мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

− рост социальной активности обучающихся;

− рост мотивации к активной познавательной деятельности;

− уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

− качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

− удовлетворенность учащихся и родителей организацией внеурочной деятельности.

Объекты мониторинга:

  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
  3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
  4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
  5. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

Ожидаемые образовательные результаты внеурочной деятельности:

-     развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-     приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-     формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

-     воспитание уважительного отношения к своей стране, своему городу, школе;

-     получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

-     формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

-     формирования         у        детей          социокультурной          идентичности:     государственной

(российской), этнической, культурной и др.

-     воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

-     формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.